krum_px@bk.ru
+7 (978) 734-22-50
Забронировать номер
Новая программа: Православная Таврида

О нас

Село Кольчугино

Крым начала XIX века. Карло БоссолиВ нынешнем 2017 году селу Кольчугино, расположенному на западе Симферопольского района, исполняется 207 лет. Бывшая немецкая колония Кроненталь, что в переводе с немецкого означает Царская долина, своим возникновением обязана такому значимому событию отечественной истории, как присоединение Крыма к России в 1783 году.

История возникновения

Обеспокоенный обустройством новой Таврической губернии князь Григорий Потёмкин писал императрице Екатерине II: «Сия пространная и изобильнейшая земля в России не имеет ещё ни десятой доли жителей по её пропорции». Именно ему принадлежит идея пригласить колонистов из экономически и индустриально более развитой Европы в Новороссию и Крым для эффективного развития новых губерний, и в качестве примера для местного населения. Но увы, его инициатива была приостановлена примерно на двадцать лет разразившейся вскоре очередной русско-турецкой войной и правлением Павла I.

Кроненталь. Конец XIX векаАктивное заселение Крыма немецкими колонистами начинается с воцарением Александра I. В 1804 – 1805 годах появляются на территории полуострова первые колонии: Розенталь, Нейзац и Фриденталь. В 1810 году, знаменитый и талантливый генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии, один из отцов-основателей Одессы Эммануил Ришелье, путешествуя по Крыму, покупает земли в районе речки Булганак с поместьем Константиновка у одного российского помещика. Он желал поселить в нём немецких колонистов и потому просил Екатеринославскую контору по опекунству над иностранными поселенцами предложить немецким семьям живущем в окрестностях Екатеринослава (нынешний Днепропетровск) переехать на приобретённые им в Крыму земли. Впоследствии в новую колонию Кроненталь будут пребывать немцы и из самой Германии.

Первые три года жизни поселенцев в новой колонии, вследствие неурожайных сезонов, выдались очень тяжёлыми. Люди приходили в отчаяние. Но контора по опекунству поддержала колонистов, выделив деньги на покупку продовольствия, обеспечив дополнительным питанием детей, оплатив лечение больных в госпитале Симферополя. И вскоре, благодаря усердному труду, дисциплине и урожайным годам положение было существенно поправлено. 

Католический храм 1860-х годовВ Кронентале стали успешно процветать виноградорство, виноделие, садоводство, хлебопашество и овцеводство. Но именно виноделие станет визитной карточкой поселенцев: виноградники были разбиты по всей округе, на всех склонах холмов. Урожай, в зависимости от сезона, мог составлять от 8000 до 12000 вёдер вина, его продавали по всему уезду и даже за его пределами. Вот что писал эстонский путешественник и журналист Эдуард Вильде, который посетил Кроненталь в начале XX века: - «В селении дома большие, часто двухэтажные, их внешний вид наряден, повсюду порядок и чистота. У кронентальцев на уме только пшеница, виноград и доход от этого. Все немцы здесь – «денежные мешки». Благосостояние села росло, и со временем колонисты стали сами приобретать земли в округе. И если на момент основания колонии население насчитывало не более полутора сотен человек, то в 1905 году оно составляло – 1249 человек.

Кроненталь был единственной немецкой колонией на территории Российской империи, где одновременно проживали и католики и протестанты. Это было совершенно не типично для немецких колоний-поселений в России. Если быть более точным, то изначально вероисповеданий было три: католическое, лютеранское и евангелистское. Однако в период правления Николая II, был издан манифест, который предписывал евангелистам и лютеранам объединиться и праздновать церковные праздники по единому стилю. Как несколько религий мирно уживались в одном селе, затрудняются объяснить как историки, так и потомки немецких колонистов. У обеих конфессий были свои храмы, построенные в 60х годах XIX века, которые расположились невдалеке друг от друга. При церквях действовали училища – католическое и протестантское соответственно. Ближе к XX веку в колонии появляются и православные верующие. Религия сильно влияла на быт колонистов, особенно протестантские конфессии, которые не признавали необходимости государства и отвергали насилие, а потому жители Кроненталя были освобождены от службы в армии.

Бывший протестантский храм, а ныне - православная церковь Рождества ХристоваВ 1891 году, решением Таврического губернского управления, согласно которому: «поселения, носящие нерусские названия и получившие эти названия без установленного разрешения власти, переименовать названиями более подходящими к характеру этих поселений в историческом значении» колония Кроненталь была переименована в село Булганак. Так называлась речка, на которой было основано поселение. К 1917 году Булганак стало весьма крупным селом, в котором помимо двух церквей были также: две школы, больница, ветеринарный участок, находилось волостное управление, конная станция, различные магазины, винный пункт. Население составляло около 1300 человек.

Так выглядела колония к моменту установления в 1920 году советской власти в Крыму. Впервые же годы её правления на население полуострова обрушился страшный голод, от которого умерло 51612 человек, из которых немцев – 1506. Затем была коллективизация, раскулачивание, национализация хозяйства, создание колхозов и несколько волн репрессий, храмы были закрыты. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году всё немецкое население Крыма было депортировано в Среднюю Азию из-за страха советской власти перед тем, что крымские немцы могли поддержать противника. В период войны, в селе была перевалочная база для партизан, а затем и для немецких и румынских войск. Немецкие оккупанты не особенно церемонились с храмами, которые были построены их трудолюбивыми соотечественниками – стены за алтарями были разрушены, для того чтобы вгонять туда танки на ремонт и последующей отправки под Севастополь. После войны Кроненталь-Булганак было переименовано ещё раз, теперь это село Кольчугино. В 1954 году в нём был организован совхоз «Виноградный», который на сегодняшний день является крупным многоотраслевым комплексом, специализирующимся на выращивании винограда и производстве виноматериала. Храмы по-прежнему не действовали. Из католической церкви сделали электростанцию, установив в ней два дизельных двигателя, а позднее открыли спортзал. В протестантской церкви забелив росписи, был открыт сельский клуб, но после каждого дождя, в нишах с наружи храма иконы неожиданно проявлялись.

Кроненталь сегодня

Кроненталь сегодняНаконец в 1991 году здание протестантского храма было передано православной церкви и освящено в четь Рождества Христова. С 2000 года и по сей день настоятелем храма является отец Димитрий. Его стараниями вцеркви были организованы ремонтные работы, проходившие с 2003 по 2004 год. Были установлены купола, мастерам из Риги и Крыма была выполнена роспись внутри храма и иконостаса. Организованна воскресная школа для детей и паломническая служба. В целом, на сегодняшний день, в Кольчугино сохранились все постройки возведённые ещё в начале прошлого века и ранее: это и выше упомянутые храмы (римо-католический сейчас восстанавливается католической общиной села Кольчугино), и 54 жилых дома, аптека и старое немецкое кладбище. А в доме одного из самых богатых некогда жителей Булганак-Кроненталя – помещика Шнайдера – создан исторический клуб «Кроненталь», организованный с целью сохранения богатейшей истории села для потомков и современных жителей села.

Во всём этом заключается особая историческая уникальность села Кольчугино – посетить его стоит как любителям старины и истории, так и православным паломникам путешествующим по святыням Крыма. Ведь храм Рождества Христова, восстановленный и открытый в старой протестантской церкви, бывшей во времена советской власти и кинотеатром и сельским клубом – является символом бессмертия Церкви Христовой.

Приходская жизнь храма Рождества Христова

Богослужения:
Суббота и канун праздников: 17:00 - Всенощное бдение.
Воскресение и Праздники: 8:00 - Литургия.

Православный лагерь для детей в Крыму Православный отдых в Крыму Православный Крым Православные храмы Крыма Храм-маяк имени святителя Николая Бисерный храм святой Анастасии Узорешительницы Православные святыни Крыма Топловский женский монастырь в Крыму Свято-Успенский пещерный монастырь в Крыму Православные поездки в Крым Георгиевский монастырь в Крыму